Амет-Хан Султан

Этот удивительный человек, сын лакца и крымской татарки, родился в Алуике 25 октября 1920 года. Закончив 7 классов, Султан поступил в железнодорожное фабрично-заводское училище (ФЗУ). Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо.

Был там комсомольским вожаком.

Одновременно учился в аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году.

В 1940 году, по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А. Ф. Мясникова, в звании младшего лейтенанта направлен в 4-й истребительный авиационный полк.

В первый день войны он сделал несколько боевых вылетов, а на третий день полк перестал существовать — материальная часть была полностью уничтожена.

После переформирования Амет-Хан попал в части противовоздушной обороны (ПВО) в Ярославле.

Свою первую победу одержал 31 мая 1942 года: израсходовав в атаках весь боезапас, протаранил вражеский «Юнкере» (Ю-88), ударив его левым крылом снизу.

При ударе «Харрикейн» Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юн-керсе» так, что крыло бомбардировщика, снеся фонарь, наглухо закрыло Амет-Хана в кабине.

К счастью, ему удалось руками (!

) оттолкнуться от вражеской машины и выпрыгнуть из падающих обломков с парашютом.

В августе 1942 года 4-й истребительно-авиационный полк, в составе которого служил Амет-Хан, вступил в бои на Сталинградском фронте.

Быстро освоив новый для себя Як-7Б и одержав в августе-сентябре несколько побед, Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца.

Амет-Хана хорошо знали в войсках, его запоминающееся имя стало легендарным.

После того как Амет-Хан в одном бою сбил 2 «Мес-сершмитта», удача изменила ему. Его самолет сбили, но он успел выброситься с парашютом.

Амет-Хана перевели в 9-й истребительно-авиацион-ный полк и назначили вначале заместителем командира 3-й эскадрильи, а затем командиром.

«Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, Амет-Хан не имеет себе равных.

Читайте также:  Трещев Константин Михайлович

Как командир, он требователен к себе и подчиненным», — отозвался о нем командир полка, знаменитый ас Лев Шестаков.

В октябре-декабре 1942 года эскадрилья Амет-Хана была нацелена на уничтожение транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами окруженные под Сталинградом войска.

Несколько раз в одном боевом вылете он сбивал по два «Юнкерса» и «Хейнкеля».

15 марта 1943 года, несмотря на прикрытие немецких истребителей, атаковал группу бомбардировщиков и уничтожил один «Юнкере».

В этом бою погиб его боевой товарищ П. Коровкин — он таранил Ю-88. Амет-Хан набрал высоту и на обратном пути, в одиночку, с пикирования атаковал пару «Мессершмиттов» и уничтожил их. «Высота — ключ к победе, — писал он в газете «Сталинские крылья».

— Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его». Над переправами через Дон в июле 1943 года он уничтожил «Хейнкель-111» и подбил еще два немецких самолёта.

20 августа в районе Калиновки под Таганрогом сбил два «Юнкерса-87». На следующий день — «Юнкерс-88» и «Хейнкель-111». (Надо отметить, что с середины 1943 года Хе-111 нес усиленное вооружение и был исключительно грозной машиной.

) Эскадрилья Амет-Хан Султана сбила тогда 6 бомбардировщиков противника.

Наблюдавший за боем командующий Южным фронтом генерал-полковник Ф. И. Толбухин наградил Амет-Хана орденом Красного Знамени.

С 1942 года и до начала 1944 года Амет-Хан Султан лично и в группе сбил 23 самолета противника.

В январе 1944 года в паре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, Амет-Хан принудил к посадке на свой аэродром немецкий связной самолет «Шторьх».

После краткого знакомства с кабиной незнакомой для него машины он совершил на ней самостоятельный полет.

Читайте также:  Володин Анатолий Иванович

Свою последнюю военную победу заместитель командира полка гвардии майор Амет-Хан Султан одержал 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив ФВ-190. Он провел 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 30 и в группе — 19 самолетов противника.

Среди сбитых неприятельских машин почти половина — бомбардировщики.

После войны Амет-Хан Султан был направлен на учебу в Военно-воздушную академию.

В начале 1946 года он подал рапорт, в котором писал: «Трезво взвешивая уровень своих знаний, не вижу возможности дальнейшей учебы.

Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии».

Его рапорт удовлетворили, и в апреле 1946 года он был уволен в запас.

В феврале 1947 года подполковник Амет-Хан Султан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института в Жуковском.

За короткий срок он выдвинулся в число лучших испытателей.

В июне 1949 года совместно с И. Шелестом на самолете Ту-2 он проводит первую в стране полностью автоматическую дозаправку в воздухе.

В 1951 — 1953 годах Амет-Ханом совместно с С. Н. Анохиным, Ф. И. Бурцевым и В. Г. Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС («Комета-3»). Аналог подвешивался под самолет Ту-4КС, самолет-носитель набирал высоту 3000 метров, после чего отцеплял самолет-аналог.

Уже в свободном падении автоматика включала двигатель, и самолет-снаряд летел на цель.

В ходе испытаний по этой теме Амет-Хан выполнил первый полет КС с земли (4 января 1951 года), первый старт с самолета-носителя (в мае 1951 года) и большое количество полетов с отцепкой от самолета-носителя.

После одной отцепки двигатель самолета-снаряда сразу не запустился, и только благодаря выдержке Амет-Хапа, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя, опытная машина была спасена.

Читайте также:  Улитин Иван Семенович

За проведение этих испытаний Амет-Хап Султану в 1953 году была присуждена Сталинская премия 2-й степени.

Множество полетов были выполнены Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолетов.

12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В. И. Головиным, на самолете МиГ-15УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты.

Был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла угроза пожара.

В. И. Головин не мог покинуть самолет из-за деформации катапультного кресла.

В этой ситуации Амет-Хан Султан принял решение сажать самолет.

Посадка была выполнена безукоризненно и жизнь товарища спасена.

1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Дважды Герой Советского Союза (24.08.1943; 29.06.1945).

Награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями.

Рейтинг@Mail.ru