Военно-транспортная авиация

Баклан Андрей Яковлевич

Воевал на 10 фронтах, лично и в группе сбил 45 «Хейнкелей», «Юнкерсов», «Мессершмиттов» и «Фокке-Вульфов». Андрей Баклан родился 23 июля 1917 года в деревне Калиновке Херсонской губернии, в семье бедняка.

Во время голода 14-летним мальчишкой приехал в Николаев, где поступил в ФЗУ. Его приняли в аэроклуб, который он окончил в 1936 году и получил направление в Одесское военное летное училище.

Начал службу в 49-м истребительном авиационном полку.

Во время советско-финляндской войны 1939 года совершил 40 боевых вылетов на штурмовку финских войск, был награжден орденом Красного Знамени.

Великую Отечественную войну встретил на западной границе, в кабине истребителя.

23 июня чуть не погиб при бомбежке аэродрома.

Полк потерял матчасть в первые дни и был выведен на переформирование.

В июле 1941-го при штурмовке Андрей Баклан сбил на взлете свой первый «Мессершмитт».

В августе над Бахмачом уничтожил еще один немецкий самолет, выбросившийся с парашютом летчик был взят в плен.

К февралю 1942 года на его счету было 6 уничтоженных немецких машин.

В марте, атаковав во главе звена большую группу Ю-87, прикрытых истребителями, он в долгом маневренном бою сбил Ю-87 и Me-109 и на высоте около 8000 метров потерял сознание.

Придя в себя, сумел вывести самолет из пикирования.

От перенапряжения у него лопнули барабанные перепонки.

Через несколько дней, пытаясь взлететь после вынужденной посадки, вдребезги разбил машину.

В апреле 1942 года Баклан вместе с товарищами прибыл в Москву, где формировался 434-й истребительный полк.

Летчики этого полка отличились в боях под Сталинградом, летом 1942 года сбили 90 самолетов противника.

В день своего 25-летия Баклан сбил Me-109, сам подвергся атаке тройки, был ранен в руку, уходил на столь малой высоте, что один из его преследователей врезался в землю и взорвался.

В начале сентября на новом самолете Як-7Б в первом же бою уничтожил итальянский истребитель «Мак-ки-200». К октябрю на его счету было 400 боевых вылетов, 13 личных и 23 групповые победы.

В конце 1943 года Баклана перевели в 19-й авиаполк на должность командира 3-й эскадрильи.

К середине 1944 года он сбил еще 6 самолетов противника.

В начале сентября 1944 года его эскадрилья была направлена в Прибалтику для борьбы с неприятельскими «охотниками».

За короткий период их группа сбила 12 вражеских истребителей.

Позднее Баклан сражался на Дальнем Востоке, летал над Хинганом, прикрывая свои войска и штурмуя японские.

Гвардии майор Баклан за войну совершил более 700 боевых вылетов, сбил лично 22 и в группе — 23 самолета противника.

После войны командовал полком.

В 1952 году окончил Военно-воздушную академию.

Летал на МиГ-15, МиГ-17. С 1963 года полковник Баклан в отставке.

Работал в управлении связи.

Жил в Пскове.

Автор книги «Небо, прошитое трассами» (М., Воениздат, 1985).

А. Я. Баклан умер 20 мая 1985 года.

Герой Советского Союза (23.11.1942).

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация