Военно-транспортная авиация

Боевое дежурство

Боевое дежурствоК 1967 году, по оценкам американской разведки, их количество достигло 9000 единиц, хотя, как говорится, у страха глаза велики. Однако уже в конце апреля 1965 года ситуация резко изменилась — во Вьетнам прибыла группа солдат и офицеров Бакинского округа ПВО, после чего должны были начаться поставки зенитно-ракетных комплексов С-75 «Двина». Перед нашими советниками была поставлена задача как можно быстрее подготовить два зенитно-ракетных полка — 236-й и 238-й. Вот в этот момент и начинаются сказки дедушки Главпура.

Нам вещают о форсированной подготовке, о работе по принципу «делай как я», хотя на самом деле все обстояло гораздо проще. На боевое дежурство заступили советские специалисты, и 24 июля недалеко от Ханоя были сбиты первые 3 «фантома», хотя американцы признают потерю всего лишь одного самолета.

За первый месяц боевого применения С-75, по советским оценкам, было сбито 14 американских самолетов, при этом было израсходовано всего 18 ЗУР; американцы же утверждают, что потеряли от огня ЗРК всего лишь 3 самолета.

Подобные расхождения совершенно типичны для описания любой войны, и точную цифру американских потерь установить не удается, скорее всего, это очередное преувеличение, как было со «сверхкрепостями» в Корее.

Однако фактом остается то, что американцы получили чувствительный удар, заставивший их пересматривать стратегию и тактику действий, а это значит, что звание Героя Советского Союза подполковник Ильиных получил вполне заслуженно. Американцы оказались в исключительно сложном положении.

Еще раньше они были вынуждены отказаться от полетов на малой высоте — после того, как количество зенитных орудий в Северном Вьетнаме начало возрастать.

Сначала 57-м. м автоматы советского производства отбили у них охоту летать на бреющем, а появившиеся тяжелые зенитки загнали американскую авиацию на большую высоту.

Возникшие из ниоткуда ЗРК закрыли для американских самолетов и большие высоты.

Знаете, все течет, но ничего не меняется, и наши пропагандисты с упоением рассказывают, как американские пилоты начали бунтовать, требуя удвоения платы за боевые вылеты. Впрочем, это еще не самое веселое.

Один из наших советников вспоминает совершенно анекдотический случай, имевший место на одном из обсуждений итогов первых боев.

Заместитель Генштаба сделал потрясающее заявление: «Ракетчики повоевали неплохо, сбив двадцатью ракетами два американских самолета».

Эти слова вызвали недоумение на лицах советских специалистов — ведь, по их расчетам, было сбито 12 самолетов, но доклад продолжается: «Но поистине выдающихся успехов добились отряды самообороны девушек, которые, переняв боевой опыт отрядов самообороны стариков, сбили из карабинов 10 американских самолетов, затратив на них всего лишь двадцать патронов…» Недоумение сменяется изумлением.

Кто-то из советников не выдержал: «Зачем же мы тогда посылаем вам эшелоны ракет? Давайте пригоним вагон патронов — его на всю американскую авиацию хватит!

» Вьетнамец сделал вид, что не понял реплики, а после совещания подошел к группе советников и попытался оправдать свои слова: «Вы не понимаете, ведь у нас идет народная война.

И мы должны подобными примерами поднимать энтузиазм народа. Таковы тонкости нашей политики».

Впрочем, иногда применялись такие «системы ПВО», которые раньше не могли присниться даже в кошмарном сне. Как известно, F-105 «Тандерчиф» имел бортовую систему слежения за рельефом местности, чем американцы пользовались для полетов на сверхмалых высотах. Вьетнамцы, подметив это, начали копать рвы на излюбленных маршрутах американских пилотов, наполняя их взрывчаткой с обрезками арматуры.

При подлете самолета эта «адская смесь» подрывалась, и пролетавший через неожиданно вздымавшуюся из земли стену из огня и железных осколков самолет получал значительные повреждения.

В таких случаях летчик часто даже не успевал катапультироваться. В результате американцы были вынуждены сменить приоритеты и с бомбежки стратегических объектов (или что они там понимали под этим названием) переключились на борьбу с системой ПВО. Кстати, Вьетнамцы или наши специалисты, предвидя это, развернули масштабное строительство ложных позиций, прикрывая их зенитными батареями, что сказалось практически немедленно.

Американцы попытались уничтожить пусковые установки, сбившие первый самолет, и бросили на них 48 F-105, что кончилось для них совсем печально — ЗРК там не оказалось, а зенитной артиллерией было уничтожено 6 F-105. Но каждое действие встречает противодействие, и американцы начали искать средства борьбы с ЗРК, противостояние ПВО и самолета вступило в новую фазу.

В 1960-х годах постановка пассивных помех, подобных английской системе «Уиндоу», уже не могла считаться эффективной, поэтому летом 1966 года американцы начали использовать самолеты РЭБ EF-105F «Уайлд Уизл» — постановщики активных помех. Однако это не мешало им на всякий случай оснащать ударные самолеты системами пассивных помех, приемниками радиолокационного излучения.

Война в воздухе принимала все более научный, технологический характер.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация