Военно-транспортная авиация

Бой в сиамском заливе

Бой в сиамском заливеВ отчаянной попытке хоть как-то ослабить давление на защитников острова и свои корабли адмирал Кан-нингхэм приказывает авианосцу «Формидебл» 26 мая нанести удар по аэродрому на острове Скарпанто. Увы, авиагруппа «Формидебла» слишком слаба, чтобы нанести ощутимый урон противнику, хотя несколько самолетов она все-таки сумела повредить. Зато ответный удар пикировщиков Ju-87 оказался гораздо более серьезным.

Авианосец получил 2 бомбы и вышел надолго из строя, был тяжело поврежден эсминец.

На этом испытания англичан не закончились. На следующий день был поврежден линкор «Барэм».

Однако к этому времени битва за остров была окончательно проиграна, и британскому флоту оставалось сделать лишь одно — попытаться эвакуировать войска.

Моряки сделали все возможное и невозможное, но вывезти весь гарнизон острова не сумели, при этом флот понес новые потери.

На борту крейсера «Орион» произошла ужасная трагедия, когда 2 бомбы разорвались в забитых солдатами кубриках.

В считанные секунды погибли 260 человек, а еще 280 были ранены.

Эвакуацию пришлось прекратить 1 июня, кстати, в этот день флот потерял очередной корабль — крейсер «Калькутта».

Чем же завершилась эта любопытная «воздушно-морская» битва? Даже если нарочно постараться, не удалось бы поставить более чистый эксперимент для проверки теоремы имени Митчелла.

С одной стороны, только самолеты, с другой — только корабли. Англичане были вынуждены признать, что захват немцами Крита явился важной вехой в истории военного искусства.

Никогда еще территория, доступная только с моря, не захватывалась ударом с воздуха. Англичане потеряли потопленными 3 крейсера и 6 эсминцев; 2 линкора, 1 авианосец, 5 крейсеров, 7 эсминцев.

Были эвакуированы 17 000 человек, но 12 000 попали в плен, если не считать 3500 погибших.

Однако и немцы потеряли очень много.

Официально объявленные потери составили 4000 убитых, но, скорее всего, они были выше.

Особенно чувствительными были эти потери потому, что погибли отборные, прекрасно подготовленные солдаты, и это не считая 300 самолетов.

После этой операции немцы не высадили ни одного крупного воздушного десанта, а VIII авиакорпусу пришлось долго приводить себя в порядок. А теперь представьте, что произошло бы, имей англичане на острове несколько истребительных эскадрилий и хотя бы танковый батальон.

А в Великобритании они имелись, поэтому перспективы «Морского льва» выглядят совершенно незавидными.

Авиация взяла верх над флотом, однако нам придется напомнить, что успех Люфтваффе принесла не стратегическая авиация, на которую молился Митчелл, а пикирующие бомбардировщики, которых он в упор не видел.

При этом ни один линкор по-прежнему так и не был потоплен. Но ждать этого пришлось совсем недолго.

10 декабря 1941 года произошел бой в Сиамском заливе.

В первый раз базовая авиация сумела уничтожить два линейных корабля, причем это произошло в открытом море, линкоры были полностью подготовлены к бою, а их команды уже имели некоторый боевой опыт. Жертвами японских бомбардировщиков и торпедоносцев стали британские линкоры «Принс оф Уэлс» и «Рипалс».

К столь плачевному исходу англичан привело сочетание целого ряда неблагоприятных факторов и, что еще хуже, грубых ошибок командования на всех уровнях. И хотя эти ошибки были очевидными, эффект оказался потрясающим.

Мне хочется высказать парадоксальную мысль: англичане еще должны радоваться тому, что их линкоры стали жертвой авиации, ведь адмирал Филипс повел эскадру из 2 линкоров и 4 эсминцев навстречу нескольким японским отрядам, которые имели в общей сложности 2 линкора, 10 крейсеров и около 20 эсминцев. Да, каждый из японских линкоров был слабее английских, но как Филипс намеревался отражать массированную торпедную атаку — неизвестно.

Проиграть морское сражение для линкоров Владычицы Морей было бы просто постыдно, а так можно ссылаться на то, что «не предвидели» и «недооценили».

Хотя тогда, в декабре 1941 года, такие аргументы были бы сочтены отговоркой, ведь оба корабля имели очень солидное по тем временам зенитное вооружение. Как любопытный казус упомянем армейский 40-мм «бофорс», установленный на корме «Принс оф Уэлса».

И все-таки японцы не испытали серьезных проблем. Дело в том, что японцы применили не то оружие, которого ожидали англичане.

Как только японская подводная лодка обнаружила английские корабли, с аэродромов возле Сайгона начали взлетать самолеты. Они должны было атаковать и повредить британские корабли до того, как их обнаружит японская эскадра.

Всего в воздух были поднято около 30 горизонтальных бомбардировщиков и 50 торпедоносцев.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация