Военно-транспортная авиация

Борьба авиации с флотом

Борьба авиации с флотомУвы, как мы уже говорили, английский флот к этому времени пришел в состояние упадка, и ему удалось наскрести всего два маленьких авианосца, на которых базировались в общей сложности три десятка самолетов http://samolet.fr/. Не от хорошей жизни англичане попытались использовать контейнеровозы в качестве стартовых площадок для самолетов ВВП. В то же время ВВС Аргентины насчитывали около 280 боевых машин, то есть снова превосходство в воздухе было у противника, как в 1941 году у Крита. К тому же аргентинские ВВС располагали истребителями «мираж» и штурмовиками «супер этан-дар» французского производства, заметно превосходившими по своим летным качествам «харриеры», базировавшиеся на британских авианосцах.

Аналогия была полнейшей.

Сразу напомним об анекдотической попытке англичан использовать стратегическую авиацию.

Для бомбардировки аэродрома в Порт-Стэнли был отправлен один бомбардировщик «вулкан», который сбросил свой груз с большой высоты и, разумеется, промахнулся.

Англичане так и не осознали глупость подобных мероприятий и провели еще 5 подобных «налетов».

Но флоту и флотской авиации пришлось сражаться с аргентинцами всерьез, и борьба в очередной раз оказалась тяжелой и кровавой.

Если мы посмотрим на диспозицию британского флота, то на ум невольно приходит фраза: «Ничто не ново под луной». Адмирал Вудхауз в точности скопировал диспозицию американского флота в бою у Марианских островов, состоявшемся почти 40 лет назад.

Вперед были выдвинуты эсминцы радиолокационного дозора, задачей которых являлось обнаружение вражеской авиации, далее располагалась группа ракетных фрегатов (ну не было у адмирала Вудхауза линейных кораблей, хотя они ему очень пригодились бы), и самыми последними стояли авианосцы со своим охранением. Естественно, что первыми, как это было и в годы Второй Мировой, под удар попали передовые эсминцы.

4 мая получил попадание эсминец «Шеффилд». При этом аргентинцы применили вполне предсказуемый, но оказавшийся неожиданным для англичан тактический прием.

Штурмовики «этандар» подходили к цели на предельно малой высоте, чтобы избежать обнаружения РЛС. В 40 км от цели самолеты ненадолго поднялись на высоту 150 м, включили бортовые РЛС, обнаружили цели, выпустили ракеты, тут же снова снизились и ушли.

Одна из выпущенных ракет «Эксозет» попала в эсминец и не взорвалась.

Однако вызванный ею пожар оказался настолько сильным, что экипаж был вынужден покинуть корабль, а 10 мая «Шеффилд» затонул.

Выяснилось, что для современных кораблей, где для снижения веса используется большое количество алюминиевых сплавов, пожары еще более опасны, чем для старых. Кстати, американцам в этом же пришлось убедиться несколько позднее при атаке фрегата «Старк» иракским самолетом в ходе так называемой «танкерной войны».

Дальнейшие события подтвердили все уроки прежних войн.

Английские корабли, имевшие самые современные и достаточно совершенные комплексы ПВО, при отсутствии поддержки своей авиации оказались почти беспомощны против устаревших аргентинских самолетов. Да, в ходе боев были уничтожены 117 аргентинских самолетов, но англичане в обмен потеряли 2 новейших ракетных эсминца и 2 ракетных фрегата.

Повреждения различной степени тяжести получили еще около 10 кораблей. Увы, здесь в очередной раз можем посоветовать: не верьте советским историкам.

Скажем, В. Доценко в своей книге «Флоты в локальных конфликтах второй половины XX века», вышедшей в 2001 году, то есть 20 лет спустя после этого конфликта, не краснея, повествует о повреждениях, полученных двумя английскими авианосцами. Правда, если о гибели «Шеффилда» он пишет очень подробно, раскрыть секрет этих повреждений он не рискует.

Кстати, обстоятельства гибели фрегатов «Энтилоуп» и «Ардент» подтвердили еще один очень старый урок.

Они были атакованы, когда находились в проливе между островами Западный и Восточный Фолкленд, где холмы почти полностью закрывали обзор РЛС. Вдобавок был потоплен крупный контейнеровоз «Атлантик Конвейор», превращенный в импровизированную плавбазу авиации.

В очередной раз стало понятно: лучшей зениткой был, есть и остается истребитель. Если бы англичане имели хоть один настоящий авианосец, скажем, типа «Форрестол», на котором базировалась бы эскадрилья настоящих истребителей вроде F-15, бои разворачивались бы совсем иначе.

Заметьте, мы не говорим «результат был бы иным», англичане и так победили, просто их потери оказались бы минимальными, если не вообще нулевыми, что подтвердил министр ВМФ США Леман, анализируя результаты войны, и американцы развернули массовое строительство крупных атомных авианосцев типа «Нимиц», которые участвовали во всех последующих конфликтах, но им уже не противостояла вражеская авиация. Был шанс на подобное столкновение во время войны в Персидском заливе, однако он так и остался шансом.

Похоже, борьба авиации с флотом завершилась.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация