Военно-транспортная авиация

Головачев Павел Яковлевич

Впервом же бою 25 июня 1942 года Павел Головачев сбил «Мессершмитт». Был ранен, но привел изрешеченную машину на аэродром, а 5 немецких осколков навсегда остались в теле.

Через месяц, 23 августа, новый бой. «Я врезался в строй фашистских самолетов и с ходу сбил один «Юнкере».

А когда схватился с другим, то вражеский воздушный стрелок успел выпустить очередь из пулемета, огненной трассой резанувшую по кабине моего самолета.

Раненный в лицо, я потерял сознание.

Очнулся и вижу: мой ЛаГГ-3 штопорит, целясь носом прямо в Дон… Жизнь воина держится на нервах.

Так и у меня тогда получилось.

Вывел самолет из штопора, едва-едва дотянул до высокого берега, но уже не сел, а врезался в выступающую его часть так, что хвост отломился и упал в воду.

Но кабина уцелела…

» В том бою Головачев получил многочисленные ранения и лишился зрения.

Способность видеть ему вернул великий врач Филатов.

Из госпиталя летчик вернулся через месяц.

Комполка Л. Шестаков оценил его мужество: Головачев получил звание лейтенанта и был назначен командиром звена.

Под Сталинградом Головачев провел 150 боевых вылетов на Як-1, лично сбил 8 самолетов противника.

Он воевал в эскадрилье Амет-Хана.

В одном из февральских боев 1943 года впервые сделал дубль, сбив Ю-87 и Ме-109. В Крыму под Мелитополем летчик дрался уже на «Аэрокобре».

Здесь 27 октября он одержал 17-ю победу и был представлен к званию Героя Советского Союза.

30 декабря 1944 года гвардии капитан Головачев с ведомым гвардии лейтенантом Черником атаковали высотный немецкий разведчик Ю-88. Приказ был жестким: «Не выпускать ни в коем случае».

Заметив «Лавочкиных» (с октября 1944 года летчики 9-го гвардейского авиаполка сражались на Ла-7), немецкий разведчик, надеясь на мощные двигатели, стал круто набирать высоту, пытаясь оторваться от преследования.

Несколькими очередями издали Головачеву удалось повредить мотор неприятельского самолета и на высоте около 9000 метров выйти па дистанцию эффективного огня.

Однако пушки молчали: как выяснилось позднее, замерзла смазка.

Тогда, подойдя снизу к вражеской машине, Головачев резко взял ручку управления на себя и ударом винта разбил хвостовое оперение «Юнкерса».

Тот упал в районе города Трайбург.

Головачеву удалось посадить свой истребитель, и уже через несколько дней, 18 января, он сбил 4 «Фокке-Вульфа-190» в двух вылетах.

Свой последний бой ас провел над Берлином 25 апреля 1945 года, ознаменовав его блестящей победой: сбил два «Фокке-Вульфа».

Павел Головачев родился 15 декабря 1917 года в деревне Кошелево Гомельской губернии.

После окончания семилетки работал фрезеровщиком на мясокомбинате в Гомеле, учился в ФЗУ и аэроклубе.

В 1938 году был направлен в Одесскую школу летчиков, которую окончил в 1940 году.

Заместитель командира эскадрильи капитан Головачев провел 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 31 и в группе — 1 самолет противника.

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, в 1959-м — Военную академию Генштаба.

Освоил многие типы реактивных самолетов.

Генерал-майор авиации П. Я. Головачев умер 2 июля 1972 года.

Дважды Герой Советского Союза (01.11.1943; 29.06.1945).

Награжден двумя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация