Военно-транспортная авиация

Гулаев Николай Дмитриевич

Николай Гулаев, единственный среди советских летчиков-истребителей, провел 12 сверхрезультативных боев, причем одну из своих побед одержал тараном. 5 июля 1943 года, 25 апреля 1944 года и 30 мая 1944 года он сбивал по четыре машины в один день.

7 июля 1943 года и 18 апреля 1944 года уничтожал по три самолета в один день.

В семи боях он сбивал по два немецких самолета в день.

Николай Гулаев родился в донской станице Аксай-ской, неподалеку от Ростова, 26 февраля 1918 года.

Окончив семилетку, отправился в Ростов-на Дону, поступил в школу ФЗУ, а затем и в аэроклуб.

С призывом в Красную армию получил направление в Сталинградское военное авиационное училище, которое окончил в 1940 году.

В августе 1942 года вступил в первый воздушный бой. А первый трофей записал на свой счет, когда взлетел без приказа, ночью, во время воздушной тревоги, и сбил бомбардировщик «Хейнкель».

Командир объявил ему взыскание и представил к награде.

Так началась одна из самых ярких ратных судеб.

14 мая 1943 года Гулаев сбил один немецкий бомбардировщик, повредил второй и, исчерпав боезапас, пошел на таран.

Его истребитель тоже рухнул, но Гулаев успел выброситься с парашютом.

В день начала Курской битвы, 5 июля, он сбил четыре немецких самолета.

К середине июля, когда сильно поредевший полк был выведен с фронта для пополнения и перевооружения, на счету старшего лейтенанта Гулаева были 16 личных и 2 групповые победы, он был представлен к званию Героя Советского Союза.

В апреле 1944 года он за две недели уничтожил 10 немецких машин.

Вот как он вспоминал о бое под Дубоссарами 25 апреля: «В 15.30 шесть самолетов «Аэрокобра» вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма…

Сделав два круга…

обнаружил группу самолетов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2000 до 2500 м в строю колонны, состоящей из трех девяток.

Боевой порядок девяток был клин.

Выше и сзади шли, по-видимому, с опозданием 8 Me-109. Поравнявшись на встречных курсах, я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2/4 с дистанции.

150-200 м и сбил один ФВ-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолет ФВ-190, который загорелся и отвесным пикированием пошел к земле.

Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре ФВ-190: два сбил я и по одному лейтенант Букчин, мой ведомый, и старший лейтенант Козлов.

Противник, видя горящие самолеты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230-250°. При развороте один самолет подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третий ФВ-190… Имея все же превосходство в высоте и скорости, мы продолжали вести бой, несмотря на близкий исход горючего и боекомплекта.

Младший лейтенант Гуров атаковал Me-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолет резко накренился, задымил, вошел в отвесное пикирование и врезался в землю недалеко от нашей радиостанции.

В это время меня атаковали 2 Me-109 сверху сзади; но благодаря моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось выйти из-под удара быстрым движением рулей.

При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один ФВ-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит.

Таким образом, на моем счету еще один сбитый самолет — четвертый.

Бой все разгорался.

Старшему лейтенанту Козлову энергичным разворотом удалось зайти Me-109 в хвост и с дистанции 100-150 м короткой очередью зажечь его. Младший лейтенант Акиншин, ведомый капитана Никифорова, на вираже, с дистанции 50-70 м, сбил один Me-109. Ввиду исхода горючего и боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи.

Командир, находившийся на радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолетов «Аэрокобра».

Не прошло 3-4 минут, как эти самолеты вступили в бой, что облегчило положение нашей шестерки.

Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких летчиков.

Моему ведомому удалось в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить еще один ФВ-190… Наша шестерка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений…

В этом воздушном бою было сбито 7 ФВ-190 и 4 Ме-109». (Во всех современных источниках говорится, что Гулаев в том бою сбил 5 самолетов.

- Примеч.

ред.) 30 мая над Скулянами Гулаев вновь сбил 4 вражеских самолета за один день.

Был ранен в правую руку, сумел привести истребитель на свой аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание.

Он пришел в себя только в госпитале, после операции.

Здесь узнал о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза.

Гвардии майор Гулаев провел 240 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 57 и в группе — 3 самолета противника.

В 1950 году он окончил Военно-воздушную академию.

Командовал полком, с 1954 года — авиадивизией.

В 1960 году окончил Военную академию Генштаба.

В 1961 году был назначен командиром корпуса, а с 1964 по 1974 год командовал армией.

В 1972 году ему было присвоено звание генерал-полковника.

В 1974 году Гулаев назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.

Генерал-полковник авиации Н. Д. Гулаев вышел в отставку в 1979 году.

Жил в Москве, умер 27 сентября 1985 года.

Дважды Герой Советского Союза (28.09.1943; 01.07.1944).

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация