Военно-транспортная авиация

«Исследовательские лаборатории проф. Юнкерса»

Юнкере объединяет все свои исследовательские лаборатории в один центр под старым названием «Исследовательские лаборатории проф. Юнкерса, Ахен» и переезжает в большое здание на Кенингсштрассе, 29. В нем был огромный машинный зал, где можно было собрать и испытывать новый длинный М12. В просторных комнатах этого здания Юнкере со своими помощниками выполнил расчеты и чертежи необычного двигателя. Но всех мучил вопрос: где его строить? Изготовление мотора Юнкере заказал компании Maschinenbau A. G. Gebr. Klein, Dahlbruch.

Почти год ушел на выполнение этого сложного заказа. Многие не верили, что такая машина вообще когда-нибудь заработает, но Юнкере добился своего, и «лежачий монстр» в феврале 1908 года подал свой неповторимый голос. Главное, все получилось, Юнкере планомерно, шаг за шагом выполнял на этом двигателе свою программу исследований.

Сначала мотор работал на одном поршне. Потом его испытывали на газовом топливе и, наконец, подключили второй поршень. Конструкция была настолько продуманной, что двигатель не потребовал длительной доводки.

Простые регулировки быстро вывели его на оптимальный режим работы. Он развивал мощность в 200 л. с. Вскоре, в 1910 году, этот уникальный двигатель Юнкерса с огромным успехом демонстрируется на выставке моторов в Санкт-Петербурге.

Его можно увидеть и сегодня на открытой площадке музея Юнкерса в Дессау. Пока шла сборка и тестирование большого М12, Хуго запускает в проектирование такой же громадный новый экспериментальный двигатель М15. Он значительно увеличивает диаметр цилиндра и рассчитывает поднять его мощность в пять раз. Но это было чересчур смелое решение. На этот мотор Хуго возлагает очень большие надежды.

Его изготовление заказали той же компании, которая построила М12. Собранный гигант сначала никак не хотел запускаться. Хуго бросает все дела и занимается только этим двигателем. В ноябре 1910 года он даже просит ректора Высшей технической школы освободить его на год от учебной нагрузки для выполнения научных исследований по новому двигателю.

На самом деле это было расставание с преподавательской деятельностью ради конструкторской работы. Через год профессор Юнкере подаст ректору школы заявление об уходе и после четырнадцати лет работы, в январе 1912 года, он навсегда покинет Высшую техническую школу. Полгода напряженного труда и множество экспериментов позволили Юнкерсу найти причину строптивости придуманного им двигателя-гиганта М15. Он завелся в июне 1911 года, но развивал всего 40% ожидавшейся мощности. Еще целый год потратил Хуго на его модификацию, мощность возросла, но ненамного.

Это было время вторжения в новую неизведанную область знаний, и каждый результат, добытый гениальным конструктором, приближал его к триумфу. Накопленный опыт в доводке стационарных двигателей позволил Юнкерсу перейти к разработке их вариантов для морских судов. Он даже организовал специальное подразделение Construction Office S с доктором Хайем Фолькерцем во главе. Вскоре у Юнкерса покупают первые пять лицензий на его двигатели, и их строят в Германии, Англии и России.

Все дальнейшие разработки новых двигателей в течение двух лет Юнкере будет проводить только для продаж лицензий на их производство немецким и иностранным компаниям. Компания J. Frerichs + Co. A. G. из Нижней Саксонии строит двухцилиндровый судовой двигатель по лицензии Юнкерса. Его устанавливают на рыболовецкое судно «Вотан». С ним оно развивало необычную скорость в семь узлов и с большим успехом демонстрировалось в 1912 году на выставке в Копенгагене.

Эта же компания по лицензии Юнкерса строит еще несколько аналогичных трехцилиндровых двигателей, один из которых устанавливают на пароме в Гонконге. Конструкторы Юнкерса принимают участие в их доводке на всех этапах и набираются опыта. Эммануил, один из братьев Нобелей, владеющих моторным заводом в Санкт-Петербурге, просит Юнкерса спроектировать двухцилиндровый двигатель для серии русских подводных лодок. Контракт на изготовление опытного образца был подписан в декабре 1911 года. А через год с небольшим братья Нобели получают от Юнкерса лицензию на серийное производство двигателей для подводных лодок в России.

Сормовский моторный завод в Нижнем Новгороде в начале 1912 года также просит Юнкерса спроектировать двигатель для речного корабля. Построенный в Сормово по лицензии шестицилиндровый мотор уже в следующем году был установлен на колесный пароход и исправно служил несколько лет. В это время англичане, купившие лицензию, просят Юнкерса о помощи.

На верфь «Доксфорд и сыновья» в городе Сандерленде, на северо-восточном побережье, прибывает десант конструкторов Юнкерса. После многочисленных проработок и экспериментов остановились на конструкции двигателя с диаметром каждого из четырех Цилиндров 500 мм и мощностью 3000 л. с. Пока его строили, началась Первая мировая война, и сотрудничество англичан с немцами прекратилось.

Только после войны контакты возобновились, и было построено 14 двигателей, служивших на английских судах до 1926 года. Но не все спроектированные в Ахене двигатели строились. Такая судьба постигла небольшие бензиновые моторы с электрическим зажиганием: М13, М14 и опытный М17, который предназначался для локомотивов. Юнкере посчитал, что они получились чересчур сложными и прекратил их дальнейшую разработку.

Но они проложили путь будущим авиационным и локомотивным моторам.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация