Военно-транспортная авиация

Наступление на Сомме

Наступление на СоммеВ августе 1916 года англичане развернули наступление на Сомме, которое ничего не дало им на земле, но сопровождалось некоторыми переменами в воздухе. Заметьте, мы по-прежнему помалкиваем про результаты. Развернулась целеустремленная охота за немецкими аэростатами, увенчавшаяся полным успехом.

Немцы не то чтобы совершенно ослепли, но их воздушная разведка начала испытывать серьезные проблемы.

Стало понятно, что время аэростатов ушло в прошлое, его должен сменить самолет-разведчик.

Немцы по инициативе одного из асов, Освальда Бельке, начали формирование специальных истребительных эскадрилий — Jasla, укомплектованных лучшими пилотами. Но при этом они по-прежнему упрямо отказывались укрупнять свои авиационные подразделения до бригад и дивизий.

Именно это стало причиной мрачного замечания генерала Людендорфа: «На Сомме противник имел сильную артиллерию, обеспеченную огромным количеством боеприпасов, которой помогала великолепная служба авиационных наблюдателей.

Она подавляла наш огонь и уничтожала нашу артиллерию. Поэтому самым обязательным условием успеха наступления является увеличение количества орудий, боеприпасов, самолетов и аэростатов.

Артиллерия и аэропланы должны взаимодействовать более тесно. Летчики должны выработать в себе любовь к корректировке артогня.

Бои высоко в воздухе с перспективой заработать славу и упоминание в приказе по армии более волнующие и радостные, чем корректировка огня артиллерии».

Правда, интересно звучит? Как мы видим, авиация по-прежнему остается некоей вспомогательной службой на побегушках у армии и способна решать задачи обеспечения.

У англичан мнения тоже резко разошлись. Командование КАК окончательно уверилось, что расширение корпуса должно идти по линии повышения результативности в воздушных боях, армейские генералы уперлись на «корректировке и наблюдении».

Бомбардировщики все еще считались какой-то непонятной игрушкой. В общем, в 1916 году произошел количественный скачок, не сопровождавшийся качественными изменениями.

Немцы построили около 8000 самолетов, англичане — 5700, французы — 7500, и что из этого?

Численность самолетов по обе стороны линии фронта возросла, однако воздушных сил не создала ни одна из армий. Совершенствование самолетов тоже шло достаточно вяло, технологический уровень просто не позволял сделать заметный скачок вперед.

Деревянно-полотняные этажерки с моторами в 150-200 л. с. мало чем отличались одна от другой, хотя именно в 1916 году произошел отказ от самолетов с толкающим винтом. Нет, время от времени эти диковины продолжали возникать то там, то здесь, но роль тянущего винта как движителя аэроплана уже никто не оспаривал.

1917 год можно было назвать годом больших надежд.

Два с лишним года войны утомили всех, но, что самое страшное, конца этой войне не предвиделось.

Военные хватались то за одно, то за другое оружие, видя в них панацею и ключ к победе. Однако очень скоро выяснялось, что любая из новых систем — отравляющие газы, танки, подводные лодки — дает какой-то временный, тактический успех, но не приближает победу.

Зато любая попытка провести классическую армейскую наступательную операцию завершается новой чудовищной резней при нулевых результатах.

«Верденская мясорубка», «Бойня Нивеля» — названия характерные. Авиация, увы, тоже пока еще не могла служить волшебным мечом, который одним ударом снесет голову ворогу.

1917 год для авиации был примечателен разве что одним — появлением новых моделей самолетов, которые по-прежнему лишь чуть-чуть отличались от предыдущих. Так, на 5 км/ч побыстрее, на 500 м повыше…

Истребители обзавелись двумя синхронизированными пулеметами вместо одного — великое дело.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация