Военно-транспортная авиация

Недостатки линии Каммхубера

Недостатки линии КаммхубераИстребители, имеющие преимущество в высоте, будут находить вражеские бомбардировщики по теням на освещенных облаках либо прямо обнаруженных в лучах прожекторов. Дополнительно предлагалось использовать осветительные ракеты на парашютах. Пикантная деталь — так как пилоты дневных истребителей не были обучены слепым полетам, в кабины предполагалось посадить пилотов бомбардировщиков.

Главным недостатком этой системы было то, что перехват происходил прямо над целью, а не на подходах к ней, что означало игру с огнем, вдобавок существовал риск, что собственые зенитки могут сбить истребитель, но с этим риском смирились заранее. В качестве дополнительной страховки зениткам запретили вести огонь выше определенной высоты.

Первый опыт 3 июля при отражении английского налета на Кельн и Мюльхейм оказался удачным, хотя толком никто не мог сказать, сколько самолетов сбили истребители, а сколько — зенитки. Наибольший успех эта система принесла 23 августа при налете на Берлин, когда летчики под командованием самого Херрмана заявили об уничтожении 57 британских бомбардировщиков.

Но при всей соблазнительности система «Вильде Зау» имела один принципиальный недостаток — она слишком зависела от видимости.

Поэтому осенью, в период дождей и туманов, начинание как-то само собой заглохло. В качестве альтернативы был предложен метод «Цаме Зау» («Домашний кабан»), его автором стал полковник фон Лоссберг.

В основу его системы был положен отказ от старых представлений, что вражеские бомбардировщики будут атаковать широким фронтом.

Он предложил отправлять в погоню за колонной бомбардировщиков самолеты Ju-88 или Не-219, имеющие большую продолжительность полета.

Они могли бы атаковать противника как на подходе к цели, так и на отходе от нее. Система радиомаяков Y (Y-Verfahren) помогла бы «охотникам» внедриться в колонну и с помощью «лихтенштейнов» начать отстрел добычи. Лоссберг оптимистически предположил, что каждый из истребителей сможет за ночь уничтожать до 5 вражеских бомбардировщиков, в результате чего 50 немецких самолетов собьют до 100 британских самолетов, после чего «ланка-стеры» в Англии очень быстро закончатся.

Конечно, оставались всякие мелкие проблемы, вроде опознания свой-чужой, но 1 августа 1943 года Геринг приказал Каммхуберу испытать систему Лоссберга на практике. Практика имела место 27 августа при налете на Нюрнберг.

Немцы уничтожили всего 33 самолета, что было слишком далеко от расчетов Лоссберга.

Но гладко было на бумаге…

Немецкая промышленность оказалась не в состоянии удовлетворить запросы Люфтваффе на электронное оборудование.

Фирма «Телефункен» даже в 1944 году так и не поставила необходимое количество ответчиков свой-чужой, в результате чего немецкие зенитки с одинаковой энергией обстреливали «юнкерсы» и «галифаксы». Необходимое количество комплектов системы Y тоже получить не удалось, но, несмотря на это, система «Цаме Зау» была введена в действие.

Далее события понеслись с ускорением. Недостатки линии Каммхубера стали совершенно очевидны, она явно не могла задержать массированные налеты, что доказали англичане, проведя операцию «Гоморра» и уничтожив Гамбург.

Странно было одно — почему Каммхубера сняли с поста командующего XII авиакорпусом только в сентябре, а с поста командующего ночными истребителями — лишь в ноябре. Кроме того, немцы полностью проиграли англичанам войну умов в области радиоэлектроники.

Сантиметровые радары, система «Виндоу», система наведения «Гобой», прицелы H2S, система обзора «Моника» — всему этому немцы ничего не смогли противопоставить.

А тут еще появились системы подавления работы «лихтен-штейнов».

Вторым компонентом системы ПВО Германии были зенитные батареи.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация