Военно-транспортная авиация

Новая страница в истории воздушной войны

Новая страница в истории воздушной войны14 февраля 1942 года Бомбардировочное Командование получило приказ возобновить воздушное наступление на Германию. Теперь уже англичане начали применять систему наведения по радиолучу — так называемые приборы «GEE» — «Джи», хотя они имели ограниченную дальность действия (около 600 км) и налеты можно было производить лишь на цели на западе Германии. А через неделю главой Бомбардировочного Командования был назначен знаменитый маршал авиации Харрис, который немедленно сцепился с МЭВ, утверждая, что все расчеты министерства построены на песке.

Уничтожение нефтеперегонных, авиационных и шарикоподшипниковых заводов, молибденовых рудников, верфей, строящих подводные лодки, и других объектов, если бы даже наши бомбардировщики и смогли обнаружить и поразить эти цели, по всей вероятности, не может дать такого эффекта, какой предсказывают эксперты, утверждал Харрис.

Поэтому следует отказаться от бомбежки промышленных объектов и перейти к налетам на крупные города.

Их разрушение все равно создаст проблемы для промышленности, но, кроме того, подорвет моральный дух немецкого народа. То есть Харрис изначально поставил на уничтожение людей, а не заводов.

И все-таки дебютировал Харрис именно налетом на промышленный объект. В ночь на 4 марта 1942 года в условиях прекрасной видимости 235 бомбардировщиков атаковали завод фирмы «Рено» в Биланкуре, близ Парижа.

Самолеты следовали тремя эшелонами.

Головной эшелон состоял из тяжелых бомбардировщиков, укомплектованных хорошо подготовленными экипажами.

Основные силы были сосредоточены во втором эшелоне, который состоял из средних бомбардировщиков.

В последнем эшелоне летели бомбардировщики «манчестер», «Галифакс» и «веллингтон» с бомбами весом 4000 фн. Все самолеты, насколько им позволяла бомбовая нагрузка, имели парашютные светящиеся бомбы для освещения цели во BpeVM налета. Данные фоторазведки подтвердили, что завод практически разрушен, однако Харрис продолжал упорствовать.

Удары английской авиации становились все сильнее.

В налетах на Росток, начавшихся 24 апреля, участвовало уже более 500 бомбардировщиков.

Вот здесь и крылось принципиальное отличие действий английской авиации от немецкой.

Росток бомбили четыре ночи подряд, чего немцы не делали ни разу. Был сильно поврежден авиазавод фирмы «Хейнкель», пострадали жилые кварталы, погибло и было ранено около 6000 человек.

То есть, когда англичане взялись за дело всерьез, потери немцев сразу и резко превысили потери англичан периода Битвы за Англию.

В то же время и Харрис демонстрировал детскую ве-ру в некое чудо-оружие, которым становился каждый новый бомбардировщик. 17 апреля для проверки боевых возможностей только что появившегося «ланкастера» был проведен дневной налет на Аугсбург.

Результат получился вполне предсказуемым: из 12 самолетов 7 были сбиты.

Дать какое-то внятное объяснение этой операции невозможно: отправить 12 бомбардировщиков после налетов нескольких сотен? Кстати, Харрис больше подобных экспериментов не проводил.

И еще один любопытный нюанс, который часто остается за кадром.

Во время налета огромные четырехмоторные самолеты летели на высоте всего лишь 150 м, что кардинально отличалось от методов действий американских пилотов.

Если же вы почитаете мемуары Гая Гибсона, командира знаменитой 617-й эскадрильи «Разрушителей дамб», то увидите, что часто «ланкастеры» летали еще ниже.

Наступил май 1942 года, который открыл новую страницу в истории воздушной войны. С подачи все того же Харриса массированные налеты авиации сменились сверхмассированными, начались знаменитые «рейды 1000 бомбардировщиков».

Напомним, что в самом крупном немецком налете на Лондон участвовало чуть более 500 бомбардировщиков, причем «юнкерсы» и «хейнкели» никак не могли равняться по бомбовой нагрузке с «ланкастерами» и «стирлингами». Когда говорят о «рейдах 1000 бомбардировщиков», то автоматически подразумевают первый из них — налет на Кельн 30/31 мая, но даже не вспоминают, что уже в июне были проведены еще два таких налета: 1/2 июня 956 самолетов бомбили Эссен, а 25/26 июня — 960 самолетов бомбили Бремен.

Впрочем, с осени 1944 года такие налеты стали совершенно обычными. Апофеозом стала операция «Харрикейн», проведенная 14/15 октября 1944 года Харрисом «для того, чтобы продемонстрировать немцам подавляющее превосходство авиации союзников».

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация