Военно-транспортная авиация

Операция «Стрэнгл»

В августе 1951 года, началась операция «Стрэнгл» — «Удавка». Американское командование, пользуясь относительной безопасностью действий в средней части полуострова, решило отрезать вражеский фронт от тыла купить вертолет.

Поперек полуострова, по линейке севернее Пхеньяна, была прочерчена полоса определенной ширины, внутри которой истребители-бомбардировщики должны были уничтожать все, что движется, полностью перекрыв движение автомобильного и железнодорожного транспорта. Идея операции и даже названия были заимствованы из Второй Мировой войны, когда в 1944 году в Италии американцы пытались сделать то же самое.

Попытки советской авиации полного успеха не имели, хотя она начала использовать второй аэродром — в Манпхо.

Но это была та же самая река Ялу, хотя и противоположный берег.

Но, как и в Италии, эта операция полного успеха не дала, хотя заметно осложнила действия тыловых частей китайских войск, сражавшихся в Корее.

Самым простым средством оказался переход к ночному движению, так как пока еще авиация не обладала полноценными электронными средствами, позволяющими действовать по малоразмерным целям при любых условиях.

Автомобиль все-таки заметно меньше заводского цеха. Тем временем американцы рискнули повторить вылазку В-29 в «аллею «мигов», и результатом стал «черный вторник 23 октября 1951 года.

Советская история живописует, как над Намси были перехвачены 21 В-29 в сопровождении более чем 200 истребителей.

В результате боя были сбиты 12 бомбардировщиков и 4 F-84, не имея потерь.

На самом же деле цифры оказались совершенно иными. Следующая цитата является полной ахинеей: «В период 8:10-8:30 (9:10-9:30) нашими РТС на высотах 6500-8000 м на рубеже Кайсю — Кинсен — Исен — Потоку было обнаружено 8 групп самолетов противника, в составе от 8 до 32 самолетов в группе, в общем количестве до 200 истребителей типа Ф-86, Ф-84, Ф-80 и Глостер «Метеор-4» и две группы бомбардировщиков по 10-12 Б-29, которые в период 8:35-9:04 (9:35-10:04) нанесли сосредоточенный бомбоштурмовой удар в районах: штурмовики — Анею, Хакусен, Тэй-сю с высот от 4000 м до бреющего полета, и бомбардировщики — по аэродрому Нанси с высоты 7000 м». Начнем с того, что в операции участвовали всего лишь 9 В-29 в сопровождении 55 F-84 и 34 F-86. «Метеоры», полагаю, просто приснились нашим летчикам.

Бомбардировщики должны были послужить приманкой, чтобы заманить «миги» на юг и подставить под удар истребителей.

Но американцы легкомысленно отнеслись к оценке сил противника, так как на перехват были подняты 84 МиГ-15. Если учесть, что на равных с «мигами» могли сражаться только «сейбры», становится понятно, что американцы вели бой в крайне невыгодных условиях. Часть наших истребителей связала боем «сейбры», а остальные занялись отстрелом «сверхкрепостей», хотя не слишком преуспели в этом.

По ситуации из вылета не должен был вернуться ни один американский бомбардировщик.

На самом же деле были сбиты всего лишь 3 В-29, хотя все остальные получили повреждения, а их экипажи понесли большие потери.

Кстати, двойное завышение числа бомбардировщиков вполне объяснимо: в бою участвовали две группы советских истребителей, и каждая сосчитала, причем достаточно точно, число В-29. А вот штаб, вместо того чтобы разбираться, просто просуммировал донесения. Если помните, нечто подобное имело место во время боев на Халхин-Голе.

«Тандерджет» был сбит только один, и потребовалось 50 лет, чтобы мы признали гибель одного МиГ-15 в этом бою. Так или иначе, но после боя 23 октября дневные вылеты В-29 окончательно прекратились, изменился сам ход воздушной войны.

Тем временем в Корее появилась новая, более совершенная модель «Сейбра» F-84E, а 64-й иак в очередной раз поменял состав.

Летчики 97-й 190-й иад не обладали таким опытом, поэтому соотношение побед и потерь заметно изменилось. В порядке борьбы с фальсификациями советским историкам пришлось писать работы под заголовками типа «Миф о разгроме 97-й иад». Дошло до того, что американцы начали думать, будто Советский Союз полностью убрал своих летчиков из Кореи и они сражаются с китайцами.

Тем временем необходимость заставила советских летчиков осваивать ночные полеты, и хотя полностью остановить американских бомбардировщиков не удалось, кое-какие потери они понесли.

Итак, постараемся подвести некоторые итоги воздушной войны в Корее, которая была, по сути, борьбой за господство в воздухе.

Оба противника в ней одержали убедительную победу.

Всего советские, китайские и корейские летчики и зенитчики уничтожили 2814 самолетов противника, потеряв при этом 334 «мига». Американцы врут, что потеряли всего 1466 самолетов, при этом из них всего лишь 147 в воздушных боях.

По советским данным, на каждый потерянный «миг» приходилось 10 сбитых «сейбров», по американским — совсем наоборот.

Найти истину в этом хаосе, как мы уже говорили, невозможно, и практически все историки бросили этим заниматься, ограничиваясь рассказами о победах своей страны.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация