Военно-транспортная авиация

Пассажирский самолет

Переделка серийной боевой машины в гражданскую включала удаление круглой рельсовой окантовки зад-ней кабины, по которой двигался пулемет, и углубление выреза в борту для удобства посадки. Вместо противокапотажной фермы перед задней кабиной установили большой обтекаемый козырек. За вырезом кабины возвышался заголовник в форме суживающегося гаргрота.

Пространство между козырьком и заголовником, где сидел пассажир, закрывалось створкой с застекленными боковыми окнами, которая на петлях откидывалась на правую сторону. В целом получился фонарь пилота, как у истребителя Мессершмитта через двадцать лет. Когда чертежи гражданского варианта передали в цех, Хуго дал задание своим проектировщикам во главе с молодым Райтером разработать новый цельнометаллический пассажирский самолет под индексом J-12, который будет первой послевоенной машиной его самолетостроительной компании. А пока приготовление к первым для Юнкерса пассажирским перевозкам шло полным ходом. Внутри компании Junkers Flugzeugwerk A. G организован отдел воздушных сообщений во главе с опытным летчиком Ёханесом Вивегером.

Пробивается разрешение на открытие коммерческой линии воздушных перевозок между Дессау и Веймаром. В этом городе собралось Национальное Учредительное собрание для принятия новой конституции Германской республики.

Там собралось много богатых людей и политиков, которым была нужна быстрая Доставка по воздуху важных персон и документов. Немецкая авиакомпания «Люфт-Ридерей» (DLR) оказалась первой в мире, начавшей коммерческие пассажирские перевозки в послевоенное время рейсом Берлин — Веймар 5 февраля 1919 года. Через три дня Французская авиакомпания Фармана начала пробные рейсы на линии Париж — Лондон.

Авиакомпания «Люфт-Ридерей» эксплуатировала бипланы, переделанные из двухместного штурмовика и доставшиеся ей от производителя — компании AEG. На их рулях направления красуется круг, внутри которого летит стилизованный журавль. Это лого придумал профессор Отто Фирле. Потом эта эмблема достанется Люфтганзе. Истории компаний AEG и Юнкерса очень похожи.

Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (AEG), успешно выпускавшая электрооборудование, завела у себя самолетное производство и в 1910 году построила свой первый биплан. Во время войны она выпустила сотни бронированных бипланов-штурмовиков AEG J. II, аналогичных штурмовику Юнкерса J. I, и с тем же мотором. После капитуляции Германии AEG быстро выпустила переделанный в гражданский AEG J. IIK с задней кабиной для одного пассажира, прикрытой аляповатой коробкой тента, без брони и вооружения.

Такой пассажирский самолет и открыл перевозки из Берлина в Веймар. А Юнкере своими гражданскими J-10 civil 3 марта 1919 года открыл воздушный мост Дессау — Веймар. Пассажиром этой линии стал и мэр города Дессау господин Хессе. Два гражданских «юнкерса» возили пассажиров и чемоданы с почтой в Веймар до мая, пока там работало Национальное учредительное собрание.

Потом эти машины выполняли чартерные рейсы, возили богатых туристов, курьеров и почту. Через три месяца после начала пассажирских перевозок в Веймар, 25 июня 1919 года, на заводском аэродроме Юнкерса появился необычный самолет. Он был пузатый, с квадратными окнами по бокам фюзеляжа и стоял с гордо поднятым носом. Это был абсолютно новый самолет J-13 — первый в мире металлический авиалайнер. Он взлетел в этот же день с Эмилем Монцем.

Его конструктор и главный инженер компании Отто Райтер в возрасте Христа спроектировал этот гражданский самолет из легкого дюраля, затратив на проект с января по июнь 9 тысяч человеко-часов. В среднем ежедневно над проектом работало десять человек. А до января он по заданию Юнкерса разработал проект другого пассажирского самолета J-12. Фактически это была модификация боевой машины J-10, которая коснулась только фюзеляжа.

Он пополнел, и Райтер втиснул в него четыре кресла — одно для пилота и остальные для пассажиров. Но Хуго Юнкере этот проект забраковал после осмотра деревянного макета кабины.

Она показалась ему слишком тесной и неудобной для пассажиров. Тут же он приказал Райтеру спроектировать новый самолет J-13 с просторной кабиной для четырех пассажиров, толстым крылом и топливными баками в центроплане. Германия бурлила, но, несмотря на это, первый самолет J-13 построили за четыре месяца.

Эта машина Юнкерса специально создавалась как пассажирская и явилась предтечей самолетов гражданской авиации. Несмотря на возможность дешево купить военный самолет и переделать его в гражданский, Юнкере был убежден, что для коммерческого успеха авиакомпаниям нужен специализированный пассажирский самолет.

Юнкере всегда думал об экспорте своей продукции, и J-13 не был исключением. Его конструкция позволяла для транспортировки легко разобрать самолет на секции.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация