Только 21 сентября 1940 года для действий по Берлину была выделена одна бомбардировочная авиагруппа, при этом основное внимание уделялось бомбардировке берлинских электростанций. Объектами бомбардировки на территории Германии были нефтеперерабатывающие, авиационные и алюминиевые заводы, железные дороги, каналы и верфи, на которых строились подводные лодки.
В ночь на 24 сентября группа в составе 119 бомбардировщиков «уитли», «веллингтон» и «хэм-пден» произвела первый ответный удар по Берлину.
Погода затрудняла действия бомбардировщиков, и только 84 из них достигли Берлина.
Главным объектом бомбардировки были газовые заводы и электростанции, в качестве вспомогательных целей были выбраны сортировочные станции и аэродром Темпельхоф.
Налет в целом был неудачным.
Более или менее значительный успех был достигнут в Шарлоттенбурге, где зажигательными бомбами был подожжен газгольдер. Многие бомбы вообще не взорвались, в том числе и бомба, попавшая в сад канцелярии Гитлера.
В результате бомбардировки в городе было убито 22 человека, то есть на 10 человек больше, чем погибло английских летчиков.
В общем, первые полтора года войны немцы наслаждались относительным покоем. Однако это не могло продолжаться бесконечно, и виноваты оказались опять-таки они сами.
Налет на Ковентри многому научил англичан, и 19 декабря при налете на Мангейм англичане использовали ту же самую тактику: сочетание фугасных и зажигательных бомб. Увы, в налете участвовало всего около 100 самолетов, и результаты получились не слишком впечатляющими.
Еще более впечатляющей неудачей стал налет на Гельзенкирхен, хотя 196 самолетов сбросили 260 тонн бомб, эффект оказался близким к нулевому. Вдобавок англичане старательно повторили ошибку немцев: вместо того, чтобы сосредоточить все силы на решении одной конкретной задачи, они начали распылять свои силы.
То поступал приказ бомбить верфи, строящие подводные лодки, то через пару недель ставилась задача бомбить порты, в которых стояли эти самые лодки, то опять главной целью назначали железнодорожные узлы. В общем, все эти налеты можно было считать не более чем беспокоящими действиями.
Неприятным сюрпризом стало и слабое действие английских бомб, которые имели вдвое меньше взрывчатки, чем немецкие бомбы такого же веса.
А если учесть, что в бомбах использовался относительно слабый аматол, то картина становится и совсем грустной. К тому же очень быстро развеялись надежды на точное бомбометание: оказалось, что британские летчики ночью просто неспособны попасть во что-то более мелкое, чем город Берлин.
Волей-неволей пришлось ориентироваться на ковровое бомбометание, что требовало значительно большего количества самолетов.
В результате англичане потеряли более полутора лет в напрасных попытках организовать воздушное наступление на Германию, и только после июня 1941 года, когда Гитлер увяз в войне с Советским Союзом, перед английскими ВВС открылись широкие перспективы, как пишут известные историки Ричарде и Сондерс.
Не случайно, что именно 22 июня 1941 года Черчилль произносит фразу, ставшую девизом дальнейших действий Бомбардировочного Командования: «Мы будем бомбить Германию и днем и ночью, во все увеличивающихся масштабах, сбрасывая на них месяц за месяцем все больше бомб, и заставим германский народ испробовать и хлебать каждый месяц все большую порцию тех несчастий, которые они обрушили на человечество».
В общем, первые полтора года военных действий стали роковыми для двух теорий, но если идеи Билли Митчелла погибли сразу и навсегда (мы еще это увидим, когда будем рассматривать борьбу авиации против флота), то доктрина Джулио Дуэ оказалась гораздо более живучей. Между прочим, 1941 год в Королевских ВВС получил странное название — «год цирка».
Дело в том, что командование решило воспользоваться еще одним тактическим приемом немцев, который они использовали в ходе Битвы за Англию, маршалы авиации сумели творчески его развить. Они отправляли небольшую группу бомбардировщиков в качестве приманки, а огромное количество истребителей-охотников сопровождало эту приманку.
Впрочем, «бленхеймам» даже ставили задачу что-то там разбомбить, обычно прибрежный конвой (опять-таки вспоминаете?
), но воспринимать это всерьез было нельзя, так как в полет отправлялась, как правило, шестерка бомбардировщиков. Зато сопровождать ее посылали до 9 эскадрилий истребителей, то есть более 100 машин!
Такого соотношения немецкие ударные группы никогда не имели. Эта серия операций, получивших название «Цирк», главной целью которой были немецкие истребители, началась 12 марта 1941 года.
Однако, если какие-то немецкие корабли «бленхеймы» и топили, успехи в борьбе с немецкими истребителями были близки к нулю. Однако к 1942 году в эскадрильях Королевских ВВС появилось большое количество новых четырехмоторных бомбардировщиков, а на британские аэродромы начали прибывать знаменитые «летающие крепости» 8-й Воздушной Армии, можно было приступать к решению главной задачи — начать воздушное наступление на Германию.
Но для начала следовало погасить конфликт, разгоревшийся между союзниками. Англичане наивно надеялись, что американцы включат свои эскадрильи в состав Королевских ВВС, но выяснилось, что новые союзники совсем не расположены помогать англичанам и намерены вести свою личную воздушную войну.
Проблему кое-как уладили, но в результате получился компромисс, который в таких случаях далеко не идеальное решение.