Военно-транспортная авиация

Покрышкин Александр Иванович

Среди имен военных летчиков имя Александра Покрышкина стоит особняком. В конце Второй мировой войны Покрышкин был самым известным в мире советским летчиком (вторым по результативности пилотом-истребителем среди летчиков стран антигитлеровской коалиции) и самой авторитетной, наряду с И. Полбиным, фигурой в советской авиации.

«Ахтунг!

Ахтунг!

Покрышкин в воздухе», — предупреждали немецкие посты оповещения с весны 1943 года.

Родился 6 марта 1913 года в Новониколаевске (ныне Новосибирск) в бедной семье переселенцев из Вятской губернии.

Увлекся авиацией в 12 лет, наблюдая полеты первых самолетов.

После этого мечта стать летчиком никогда не покидала его. Закончил ФЗУ, добровольно ушел в армию и был направлен в авиационную школу.

Профиль училища был внезапно изменен, и учиться пришлось не на летчика, а на авиационного механика.

На запросы о переводе на летное отделение приходил стандартный ответ: «Советская авиация нуждается в техниках».

В декабре 1934 года стал старшим авиационным механиком 74-й пехотной дивизии, оставался в этой должности до ноября 1938 года.

Во время этого периода стала выявляться его творческая натура: он предложил несколько улучшений к пулемету ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В конце концов Покрышкин добился своего: во время отпуска зимой 1938 года он прошел годовую программу гражданского пилота за 17 дней.

Это автоматически делало его годным к поступлению в летную школу.

Даже не упаковав чемодан, сел на поезд.

Закончил Качинское училище с высшими оценками, в 1939 году в звании старшего лейтенанта был распределен в 55-й истребительный полк.

23 июня 1941 года сбил «Мессершмитт», сам попал под огонь, но ушел на бреющем полете и посадил поврежденную машину на свой аэродром.

3 июля, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе и проведя десяток штурмовок, был сбит над Прутом огнем зенитной артиллерии.

Находясь в санчасти, завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырежи, схемы стали началом покрышкинской науки побеждать.

Эта тетрадь была сохранена М. К. Покрышки пой и передана ею в Центральный музей Вооруженных сил. 5 октября его вновь подбивают.

Приземлившись в иоле, сжег самолет, во главе группы красноармейцев с боями вышел к своим.

Зимой 1941 года Покрышкин получил задание определить местонахождение танков фон Клейста, который был остановлен перед городом Шахты и затем был потерян советской разведкой.

После того как он, несмотря на кончавшееся топливо и тяжелые погодные условия, смог вернуться и доложить эту важную информацию, был награжден орденом Ленина.

Поздней зимой 1942 года его полк был отозван с фронта, чтобы освоить новый тин американского истребителя «Аэрокобра».

Во время тренировок Покрышкин часто расходился в мнениях с новым командиром полка Исаевым, который не принимал критики По-крышкиным советской военной авиадоктрины.

Командир сфабриковал дело против Покрышкина в полевом суде, обвинив его в трусости, отсутствии субординации и неподчинении приказам.

Однако высшая инстанция оправдала Покрышкина.

В 1943 году Покрышкин воевал на Кубани против прославленных немецких истребительных авиасоединений.

В тех боях он сбивал от 2 до 5 самолетов противника в один день.

Помимо личных побед, внес огромный вклад в теорию и практику.

Его новые тактические приемы для патрулирования воздушного пространства, «скоростные качели», «кубанская этажерка» и использование наземных радаров, а также продвинутая наземная система контроля принесли советским ВВС первую большую победу над люфтваффе.

По концентрации самолетов и плотности воздушных боев Кубанское сражение было самым напряженным во Второй мировой войне: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолетов.

Покрышкин получил первое звание Героя Советского Союза 24 апреля 1943 года.

А уже через четыре месяца — 24 августа — вторую Звезду Героя Советского Союза.

В боях на юге Украины Покрышкин сбил 18 «Юн-керсов».

В начале февраля 1944 года гвардии подполковник Покрышкин был вызван в Москву в отдел кадров ВВС, где его назначили начальником отдела боевой подготовки истребительной авиации.

Ему удалось вырваться в действующую армию — его назначили командиром 9-й гвардейской Мариупольской авиадивизии.

Хотя Покрышкин теперь был связан запретом на участие в воздушных боях, он сбил в 1944 году 7 самолетов противника.

Еще один — уже в 1945-м. Официально Покрышкин провел более 650 боевых вылетов и 156 воздушных боев, лично сбил 59 и в группе — 6 самолетов противника.

В 1953 году получил генеральское звание и через год был назначен в Ростов-на-Дону заместителем командующего воздушной армией.

Окончив с отличием Академию Генштаба, он стал командующим 8-й отдельной армией ПВО и пробыл в этой должности 10 лет. В начале 60-х защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. В августе 1968 года был назначен заместителем главкома ПВО страны.

Затем ушел на работу в ДОСААФ, на должность председателя общества, занялся военно-патриотической работой.

В декабре 1972 года ему было присвоено звание маршала.

Автор книг «На истребителе» (Н., 1944), «Крылья истребителя» (М., 1948), «Небо войны» (М., 1965- 1975), «Твоя почетная обязанность» (М., 1976), «Познать себя в бою» (М., 1986, 1993).

Умер 13 ноября 1985 года.

Трижды Герой Советского Союза (24.05.1943; 24.08.1943; 19.08.1944).

Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, 11 иностранными орденами.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация