Военно-транспортная авиация

Появление управляемых зенитных ракет

Появление управляемых зенитных ракетВ годы Корейской войны эта схватка не состоялась по другой причине — в условиях мобильной войны организовать ПВО какого-то района крайне сложно. Да, если сказать честно, Северной Корее и защищать-то особо было нечего, что учел и противник. Стратегических бомбардировок территории КНДР американская авиация не вела, занимаясь исключительно поддержкой войск на фронте.

Имели место попытки перерезать коммуникации, но и они предпринимались силами фронтовой авиации.

Спорадические налеты мелких групп В-29 не имели серьезного значения.

Да, велась ожесточенная борьба за господство в воздухе между реактивными истребителями нового поколения — МиГ-15 и F-86 «Сейбр», но и она имела какой-то странный, я бы сказал, академический характер.

Сложно сказать, что еще могли сделать американцы вдобавок к тому, что уже делали, захвати они полное господство в воздухе.

То же самое можно сказать и о советских истребительных дивизиях.

Прикрыть линию фронта на 53-й параллели с баз в Китае они не могли, а советская бомбардировочная авиация в этой войне не участвовала. Поэтому, даже если бы они разгромили американцев наголову где-то вблизи реки Ялу, это ничего бы не дало.

Я подозреваю, что для советского командования это была великолепная возможность проверить в бою новую технику, отработать тактические приемы и подготовить пилотов, но не более того.

Все изменилось с появлением управляемых зенитных ракет, и здесь наглядным уроком новой войны и новых возможностей ПВО стали попытки американцев бомбить Ханой в декабре 1972 года (операция «Лайн-бейкер II») и воздушные бои над Суэцким каналом в октябре 1973 года, во время войны Йом-Киппур. Самое интересное, что американцы, усердно готовясь использовать управляемые ракеты, во-первых, сильно их переоценили, а во-вторых, оказались совершенно не готовы к тому, что ракеты будут применены против них. Ведь первые модели F-4 «Фантома» даже не имели пушечного вооружения и несли только ракеты «Спарроу» и «Сайдуинтер».

Уже в ходе войны американцам пришлось спешно переделывать свой основной истребитель, устанавливая на нем знаменитый «Вулкан».

В отношении же зенитных ракет американцы проявили поразительную беспечность, не учитывая их в принципе, хотя уже имели два печальных примера уничтожения «неуязвимых» стратегических разведчиков U-2 — под Свердловском и над Кубой.

Правда, если говорить честно, оба этих случая не столь прозрачны, как принято считать.

Например, никто не задается вопросом: а почему Пауэрса сбили только под Свердловском, а не на границе? Один из вариантов ответа таков: его U-2 аккуратно следовал между куполами перекрытия дивизионов, что делает честь американской разведке, выявившей места дислокации пусковых установок.

А под Свердловском Пауэре натолкнулся на дивизион, вставший на боевое дежурство всего неделю назад, о чем американцы пока еще но знали.

Но это всего лишь «рассуждения на тему». Не менее интересной может быть история уничтожения второго U-2. Я лично разговаривал с человеком, который служил в этом дивизионе.

Он утверждает, что на Кубе чуть было не случилась история Матиаса Руста.

Американец летит, а наше высокое командование рожает: стрелять или не стрелять. Так и не родило!

Пуск был произведен по инициативе командира дивизиона, которому после этого приказали писать объяснительную. Дескать, пуск произошел самопроизвольно в результате короткого замыкания.

Лишь когда из Москвы прилетел большой генерал с коробкой орденов, все командиры дружно завопили: «Я первый приказал!

» Однако ни малейших гарантий достоверности услышанного я дать не йогу. Однако во всех этих случаях, как и при применении зенитных ракет по U-2 над Китаем в 1962 году, обстрелу подвергались малоскоростные и неманевренные безо — 1 ружные самолеты, правда, летевшие на очень большой высоте.

В целом условия боевой стрельбы мало отличались от полигонных, а потому американцы сильно сомневались в реальной боевой ценности С-75. Нам нет нужды подробно описывать всю историю воздушной войны во Вьетнаме, достаточно ограничиться наиболее показательными периодами: операция «Роллингтандер» в 1965-1968 годах и операция «Лайнбейкер II» — декабрь 1972 года, то есть периодами наиболее интенсивных бомбардировок Северного Вьетнама. Но рассказать даже об этом периоде крайне сложно, потому что достоверные сведения о действиях «вьетнамских» сил ПВО, а точнее, советских специалистов, отсутствуют, а те, что имеются, больше всего напоминают пропагандистские агитки.

Американцы начали бомбежки Северного Вьетнама в августе 1964 года, сразу после Тонкинского инцидента, но в первое время они велись достаточно вяло. Кстати, уже во время первого налета были сбиты 2 самолета из 80. Однако в марте 1965 года началась операция «Роллингтандер» — массированные налеты на территорию Северного Вьетнама.

Американцы намеревались использовать авиацию как инструмент политического давления, однако на проведение операции наложили такое количество ограничений, что она сразу потеряла всякий смысл.

К тому же выяснилось, что США просто не готовы к ведению «обычной» воздушной войны, в результате чего сложилось странное положение.

Стратегические бомбардировщики В-52 бомбили тактические цели на юге, а тактические истребители F-105 наносили удары по стратегическим целям на севере. Вдобавок командование американской армии сильно недооценило возможности ПВО Северного Вьетнама и, похоже, вообще не предусмотрело вмешательства СССР в этот конфликт.

К началу 1965 года вьетнамцы имели около 1200 зенитных орудий и с помощью советских поставок стремительно наращивали их число.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация