Военно-транспортная авиация

Советские дивизии в корейской войне

Советские дивизии в корейской войнеАмериканцы базировались в Японии и на Окинаве, куда советские самолеты долететь не могли, а самолеты 64-го истребительного авиакорпуса базировались в Китае, куда американцам было запрещено залетать http://aviamonaco.ru/. Правда, иногда они залетали сгоряча, но утверждениям советских историков о том, что это происходило регулярно, особо доверять не следует. Кроме всего прочего, приказы командования сильно ограничивали зону действия советских истребителей, которым было запрещено действовать над морем, над вражеской территорией и т. д. Ну а приказ летчикам застрелиться при опасности попасть в плен мы комментировать не станем.

А началось все довольно неожиданно. Судя по всему, это была схватка двух корейских режимов, про которые можно смело сказать: оба хуже, и Ли Сын Ман, и Ким Ир Сен друг друга стоили.

К войне готовились они оба, но, похоже, первыми напали все-таки северокорейцы, и, что самое смешное при этом, врасплох были застигнуты в равной степени покровители обоих режимов, как СССР, так и США. То есть утверждения, будто война стала «попыткой американского империализма уничтожить социалистический режим на севере Корейского полуострова» или что это была «попытка Сталина раз вязать Третью Мировую войну», в равной степени ошибочны.

Имела место мелкая локальная разборка двух банановых диктаторов, которые не строили столь далеко идущих планов.

Можно по-разному смотреть на Сталина и его генералов, но если уж они брались за какое-то дело, они делали его всерьез. В своей книге «XX век танков» я уже писал, что если бы СССР передал Северной Корее еще пару сотен танков, то ее армия получила бы вполне реальные шансы раздавить Пусанский плацдарм.

Вряд ли это изменило бы общий результат войны, имея подавляющее господство на море, Объединенные Нации наверняка высадили бы крупный десант в том же Инчхоне, и все вернулось бы на круги своя, однако при этом их задача была бы на порядок более сложной. Ну, или почему ВВС Северной Кореи не имели ни одного реактивного самолета?

Мы не говорим про МиГ-15 или Ил-28, но ведь Москва вполне могла подбросить что-нибудь вроде Як-15, так нет, не передали ни одного даже такого устаревшего самолета. То же самое можно сказать и про американцев.

Ведь в момент начала войны в Южной Корее не было ни американских войск, ни американской авиации. Мы уже не говорим о том, что «развязавшие войну» американцы лихорадочно перебросили в Корею из Японии пехотный батальон неполного состава с вполне предсказуемым результатом, после чего им пришлось спешно наращивать свои силы на Дальнем Востоке.

Имела место самая серьезная неготовность на высоком стратегическом уровне, так как Соединенные Штаты были вынуждены наращивать и армию, и авиацию, и флот.

Рассказывая непосредственно о воздушной войне в Корее, можно принять хронологию, предложенную, скажем, книгой «Красные дьяволы в небе Кореи», она не лучше и не хуже любой другой.

Первый период длится с 25 июня по 1 ноября 1950 года, в это время слабая и малочисленная авиация КНДР сражается против 5-й Тактической Воздушной Армии США, которая вдобавок постоянно наращивает свои силы.

Второй этап начинается 1 ноября 1950 года, когда в бой вступает 151-я гвардейская истребительная авиадивизия генерала И. Белова, на вооружении которой состоят сверхсовременные истребители МиГ-15. В конце 1950 года формируется 64-й истребительный авиакорпус. В июне 1950 года начинается третий этап, так как 64-й иак полностью меняет свой состав, в Корею прибывают элитные 303-я и 324-я иад. Четвертый период начинается в январе 1952 года, когда 64-й иак снова меняет свой состав — старые дивизии убывают на родину, в Корее появляются 97-я и 190-я иад. С июля 1952 года по август 1953 года тянется пятый и последний период воздушной войны в Корее, которую ведет очередной состав 64-го иак — 133-я и 216-я иад. Ну что ж, мы постараемся следовать предложенной схеме, но для начала внесем некоторую ясность в один мутный вопрос: какие именно советские авиачасти воевали в Корее?

Почему-то на него наши историки предпочитают не отвечать даже сегодня, хотя вроде это ничем никому не грозит. Мы предлагаем свой вариант этого списка.

28-я иад (11.50 — 02.51), 50-я иад (12.50 — 02.51), 151-я гиад (11.50 — 03.51), 324-я иад (04.51 — 02.52), 303-я иад (08.51 — 12.51), 32-я иад (09.52 — 07.53), 97-я иад (01.51 — 08.52), 133-я иад (07.52 — 08.53), 190-я иад (01.52 — 08.52), 216-я иад (07.52 — 08.53), 282-я иад (03.52 — 07.53), 37-я иад (07.53 — 12.54), 100-я иад (07.53 — 12.54). Ну, что, кто-нибудь ранее встречал упоминания о 13 истребительных дивизиях, воевавших в Корее? Кроме них, в состав 64-го иак входили отдельные авиаполки: 351-й (03.51 — 01.53) и 298-й (01.53 — 01.54). Но и это еще не все. 64-му иак были подчинены 87-я и 92-я зенитные дивизии.

Как видите, получается заметно больше, чем упоминается в официальных историях. Максимальная численность советских войск в Корее с лета 1952 года достигла 26 000 солдат.

Но помимо советских дивизий в Корейской войне участвовали еще и китайские авиационные соединения, то есть к перечисленным выше следует добавить еще 10 истребительных и 2 бомбардировочные авиадивизии. Исходя из этого, вы можете сами прикинуть соотношение сил. Однако даже эти данные нельзя назвать окончательными по двум причинам.

Прежде всего они не опираются на архивные данные, впрочем, что нарыли в архивах другие авторы, вы видели. Вторая причина — мощнейшая советская авиационная группировка в Китае, ведь вполне можно предположить ротацию подразделений и отдельных летчиков в случае возникновения каких-то чрезвычайных ситуаций.

Например, многие ли знают, что в 1949 году, в самом конце Гражданской войны в Китае, когда авиация КНР бомбила Тайвань, за штурвалами бомбардировщиков сидели советские пилоты? Когда началась война в Корее, в какой-то момент Мао Цзэдун всерьез испугался, что КНР тоже попадет под раздачу, и спешно запросил помощи и защиты у Сталина, явно не доверяя собственным ВВС.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация