Военно-транспортная авиация

Воздушная война во Вьетнаме

Воздушная война во ВьетнамеДля уничтожения радиолокаторов ЗРК американцы в марте 1966 года начали применять ракеты «Шрайк». Тоже интересная деталь, важности которой в то время могли и не оценить. Началась борьба не столько с самим оружием, сколько с системами управления этим оружием.

Много лет спустя это привело к возникновению ядерных зарядов, сориентированных на создание ЭМИ, парализующего электронные средства связи и управления.

Параллельно началась отработка систем противоракетного маневра, когда пилот старался максимально резко менять высоту и направление, что заставляло ракету проскочить мимо. Известны даже случаи, когда ракета, не выдержав больших перегрузок при резком повороте, просто ломалась пополам.

Также американцы резко интенсифицировали разведывательную деятельность, стремясь отслеживать все перемещения ЗРК. Курсы самолетов на операцию прокладывались с учетом зон поражения, как это в свое время сделал Пауэре.

Пожалуй, воздушная война во Вьетнаме стала первой войной нового поколения, когда боевые действия шли параллельно на фронте и в научных лабораториях.

Но не следует думать, что монополия на научные исследования осталась за американцами. Министерством обороны СССР совместно с промышленностью были срочно сформированы и направлены во Вьетнам специальные группы, состоящие из военных и гражданских специалистов НИИ и КБ оборонных предприятий: в октябре 1965 года — комплексная военно-научная группа по отбору и изучению трофейной американской военной техники и боеприпасов, в августе 1967 года — научно-техническая группа специалистов — разработчиков СНР, возглавляемая заместителем Главного конструктора системы С-75 A. M. Елисеевым, и группа специалистов оборонной промышленности.

Гражданские специалисты, работая вместе с военными, анализировали результаты стрельб, причины промахов, оперативно решали сложнейшие задачи по повышению помехоустойчивости и эффективности применения ЗРК, разрабатывали и внедряли технические средства противодействия противнику.

Были разработаны методы увода ракеты «Шрайк» от РЛС, расширены границы зоны поражения, внедрена схема «Ложный пуск ракеты», разработаны устройства оптического визирования цели. Перечислять все направления работ нет нужды, но даже упомянутое показывает, насколько изменился характер войны.

Накопленный опыт использовался для модернизации комплекса С-75. Американцам, похоже, было мало проблем с противником, они начали создавать их сами себе. Традиционно перегрызлись ВВС и флот, каждый рвался вести свою собственную войну, не координируя действия с конкурентом.

Выяснилась еще любопытная вещь — американские пилоты оказались не подготовлены к обычной войне.

Они готовились к стратегическим операциям с использованием ядерного оружия и плохо знали, как следует бомбить нефтехранилища и сортировочные станции.

Совершенно неожиданным открытием стали различия в количестве сбитых самолетов по советским и вьетнамским данным. Причины оказались довольно простыми, хотя имели объективный характер — разница в нормативных документах.

Для советского расчета ЗРК доказательством уничтожения самолета считался факт подрыва боевой части ракеты в районе цели, вьетнамцы же оценивали результат по обломкам на земле, к которым, ссылаясь на требования безопасности, советских специалистов подпускали крайне редко и неохотно.

Проведенный анализ расхождений показал, что после того, как американские самолеты начали использовать для преодоления вьетнамской ПВО полеты на малых высотах, точность их сопровождения радиолокаторами С-75 на фоне рельефа значительно снизилась. В результате в несколько раз увеличились и ошибки сопровождения.

А при высоте полета цели ниже 500 метров дистанционные радиовзрыватели ракет зачастую срабатывали от местных предметов. В феврале 1966 года американцы сделали перерыв в налетах на Северный Вьетнам, чтобы оснастить свои самолеты средствами РЭБ и освоить новую тактику, но помогло это слабо — потери 1966 года вдвое превысили потери 1965-го.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация