Родился в 1922 году в Калининской области, Бежецкого р-на, пос. Гремучий Ручей, в семье крестьянина, — рассказывал он о себе в автобиографии. — До Октябрьской революции и после, до 1928 года, родители занимались сельским хозяйством, затем переехали в Москву, где отец работал бухгалтером, мать — швеей-мотористкой.
Отец в дни Великой Отечественной войны был на фронте, где и погиб, сражаясь с немецко-фашистскими захватчиками…
Я с восьми лет пошел учиться, в 1938 году окончил 7 классов Реутовской средней школы и поступил в школу ФЗУ при заводе «Точизмеритель».
В 1940 году комсомолом был направлен в аэроклуб им. Метростроя.
В 1941 году окончил аэроклуб и комиссией был зачислен курсантом Черниговской военно-авиационной школы летчиков.
Окончил школу в апреле 1942 года и после переучивания на новую материальную часть в августе 1942 года добровольно пошел на фронт.
На фронте находился до 9 мая 1945 года на должностях от рядового летчика до командира истребительной авиаэскадрильи.
В 1947 году по состоянию здоровья (ранение на фронте) был демобилизован из рядов вооруженных сил. В 1947/48 году окончил 10 классов Реутовской вечерней средней школы и в 1949 году поступил в Московский юридический институт, который окончил в 1953 году.
В 1951 году, в связи с восстановлением состояния здоровья, обратился к члену военного совета ВВС с просьбой о призыве меня в кадры Советской армии.
Просьба моя была удовлетворена, и я продолжал служить, вначале в Главном штабе ВВС, затем в ПВО страны».
За строкой автобиографии «На фронте находился до 9 мая 1945 года» — 380 боевых вылетов, 70 воздушных боев, 22 уничтоженных самолета противника и 7 — в группе.
В одном из первых боев был ранен в грудь, сбил Ме-109 и привел свою машину на аэродром.
В бою 28 июня 1944 года в паре с Г. Репиховым они встретили восьмерку немецких истребителей.
Гвардии капитан Барсуков сбил тогда три ФВ-190, его ведомый — один.
(Гвардии старший лейтенант Репи-хов совершил около 100 боевых вылетов, сбил 8 самолетов противника, в конце 1944 года направил свой горящий Як в железнодорожный состав противника.
) Наблюдательность, острота зрения, зрительная память и талант рисовальщика определили специализацию летчика Василия Барсукова — в 1944 году он был переключен на ведение воздушной разведки.
Свой талант художника Василий Николаевич сполна раскрыл, создав серию иллюстраций к своей книге «Крылом к крылу» (М., 1981).
Его работы, увековечившие перипетии воздушных боев, имеют особую ценность, поскольку сделаны непосредственным участником боевых действий.
После демобилизации полковник запаса В. Н. Барсуков более 20 лет проработал в Москве в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте.
В. Н. Барсуков умер 26 сентября 1990 года.
Герой Советского Союза (19.04.1945).
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями.