Военно-транспортная авиация

Иванов Виктор Павлович

Виктор Павлович, возвращаясь с лейтенантом Ю. Жилиным с задания 3 января 1943 года, западнее Сталинграда увидел в разрывах облаков четырехмоторный «Фокке-Вульф-200». Спикировав, он в Упор, едва не столкнувшись с громадиной, из всех стволов ударил по пилотской кабине, и через несколько секунд самолет, шедший на малой высоте, упал на землю. Можно представить себе удивление советских воинов, осмотревших сбитую машину, когда они обнаружили среди обломков десятки знамен немецких частей.

На самолете, сбитом летчиком, вывозился знаменный фонд окруженной армии Паулюса.

До последних сражений 1945 года это был единственный случай, когда трофеем сразу становилось такое количество воинских святынь.

В марте 1944 года командир эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиационного полка повел свою эскадрилью на перехват большой группы «Юнкерсов», шедшей к городу Сарны.

В бою над Припятью бомбардировщики были рассеяны, более 10 самолетов сбито.

Перед самым заходом на посадку Иванову приказали воспрепятствовать бомбометанию очередной армады неприятельских бомбардировщиков.

«Противнику не было известно, что снарядные ящики у нас пусты.

«Плотнее строй…

на групповой таран!

» — передал я в эфир.

Завидев плотный строй идущих на них истребителей, немцы дрогнули, смешали свои ряды, и бомбежка была сорвана».

Этот бой проходил на глазах тысяч воинов, в сводке от 28 марта о нем сообщило Совинформбюро, его видел командующий 6-й воздушной армией Ф. Полынин, а командовавший в то время 2-м Белорусским фронтом генерал-полковник Л. Курочкин лично прибыл на аэродром в Сарнах, чтобы поблагодарить участвовавших в бою летчиков.

Вскоре после этого боя, по личному ходатайству генерала Полынина, Иванов был представлен к званию Героя Советского Союза.

Виктор Иванов родился в деревне Анашкино Псковской губернии 29 декабря 1919 года.

18-летним юношей приехал в Ленинград, где работал механиком на заводе.

В 1940 году окончил Чугуевское военное училище летчиков.

Начал войну в Заполярье, где провел около 200 боевых вылетов, воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, сражался в Германии.

К концу войны командир эскадрильи 148-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор Виктор Иванов провел около 750 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 20 самолетов противника лично и 4 — в группе.

Свою последнюю победу он одержал в апреле 1945 года, сбив над Кюстрином «Фокке-Вульф-190». После войны окончил Липецкие офицерские курсы.

Командовал авиационным полком.

В 1959 году демобилизовался в звании полковника.

Работал в гражданской авиации.

Жил в Петербурге.

В. П. Иванов умер 24 августа 1997 года.

Герой Советского Союза (22.08.1944).

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация