Военно-транспортная авиация

Покрышев Петр Афанасьевич

Родился 24 августа 1914 года в селе Голая Пристань Херсонской губернии. После окончания восьмилетки учился в ФЗУ на харьковском заводе «Серп и молот», работал там слесарем.

С 1934 года — курсант Одесской военной авиационной школы (окончил в 1935 году).

Служил в частях Ленинградского военного округа.

Во время советско-финляндской войны провел несколько десятков боевых вылетов.

25 июня 1941 года сбил «Юнкерс-88». Посадил свой горящий самолет и выскочил из кабины в горящем комбинезоне.

Через 3 дня вновь был в бою и одержал свою вторую победу, а еще через 3 дня в одном вылете сумел уничтожить сразу 2 неприятельских самолета.

«Петр Покрышев невысок ростом.

На смугловатом лице южанина светятся огоньком внимательные, прищуренные, зоркие, как у морской птицы, глаза, — писал о нем знаменитый советский поэт Николай Тихонов.

— С маленькими усиками, поджарый, быстрый в движениях, он на земле не казался ни героем, ни богатырем.

Но стоило ему взлететь в воздух, и перед врагом являлся неукротимый, вездесущий, непобедимый противник…

» К июлю 1942 года на счету командира эскадрильи капитана Покрышева было 11 самолетов противника, сбитых лично, и 7 — в группе, его называли лучшим летчиком Ленинградского фронта, он был представлен к званию Героя Советского Союза.

«Я знаю небо и знаю свой самолет.

На моем боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя.

Меня ничто не удивит, какой бы трюк ни выкинул воздушный враг, — писал Петр Покрышев в одной из газет осенью 1942 года.

— Меня ничто, не испугает и не выведет из себя.

Это привычка.

Сосредоточение всего себя в полете: глаз, подмечающий все, ухо, слушающее мотор и воздух, все существо, сосредоточенное на одном, — без этого нет успеха…

Только полная ответственность каждого движения и уверенность в полете.

Никакого волнения.

Если следишь за собой и противником — победа обеспечена.

Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается случайность.

А когда все измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это мгновение прозевать, и оно станет роковым.

Вот и все мои секреты».

19 июля 1943 года майор Покрышев, назначенный командиром 159-го полка, собрав чемоданчик и захватив свой неизменный патефон, поднял в воздух Як-7Б, чтобы перелететь к новому месту службы, находившемуся километрах в ста. В небе он заметил большую группу «Юнкерсов», часть из которых уже приступила к бомбометанию.

Мгновенно сманеврировав, сблизился с противником и подбил крайний левый бомбардировщик.

Выполнил боевой разворот и направил машину в лоб лидеру вражеской группы.

Строй немецких самолетов смешался, а Покрышев был вынужден вступить в бой с подоспевшими истребителями противника и в упор расстрелял один из них. Исчерпав боезапас, заманил немецкие самолеты под огонь наших зенитных батарей.

24 августа 1943 года попал в аварию и больше не летал.

Майор Покрышев совершил 290 боевых вылетов, в 60 воздушных боях лично сбил 22 и в группе — 7 самолетов противника.

В 1954 году окончил Военную академию Генштаба.

Освоил несколько типов реактивных самолетов.

Служил в войсках ПВО. В 1956 году Покрышеву было присвоено.

звание генерал-майора.

В 1961 году демобилизовался.

Работал начальником Ленинградского аэропорта.

Скоропостижно скончался 22 августа 1967 года.

Похоронен в родном селе Голая Пристань.

Дважды Герой Советского Союза (10.02.1943; 24.08.1943).

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация