Военно-транспортная авиация

Сафонов Борис Феоктистович

Только став летчиком-истребителем, поймешь и почувствуешь всю красоту и радость полета…» писал он в одном из своих писем.

Борис Сафонов — ярчайшая фигура советской истребительной авиации.

Человек исключительного личного обаяния, счастливо наделенный редким талантом непобедимого бойца и выдающегося организатора, он в течение всего 1941 года оставался одним из самых результативных летчиков-истребителей Красной армии.

В конце октября вчерашний командир звена был назначен командиром 78-го авиаполка ВВС Северного флота.

Борис Сафонов родился в селе Сергиевском, ныне город Плавск Тульской области, 26 августа 1915 года.

Окончив школу-семилетку, уехал в Тулу, где поступил в ФЗУ. В 1931 году пришел в Тульский аэроклуб: сначала в кружок планеристов, а через год был зачислен Курсантом-летчиком.

Его ийструктором в аэроклубе была Валентина Гризодубова, впоследствии знаменитая летчица.

В августе 1933 года после окончания аэроклуба был направлен в Первую авиационную школу пилотов имени А. Ф. Мясникова.

Окончил ее в 1934 году с высшими оценками по технике пилотирования, воздушной стрельбе, матчасти.

Служил в Белорусском военном округе, затем в Заполярье.

Первый боевой вылет совершил 22 июня 1941 года над полуостровом Рыбачьим.

Вечером 24 июня сбил первый немецкий самолет.

К концу лета на счету капитана Сафонова было уже 10 сбитых самолетов, его представили к званию Героя Советского Союза.

15 сентября Сафонов одержал сразу 3 победы.

24 октября 1941 года был назначен командиром полка.

«Наблюдательность, быстрая реакция, умение мгновенно принять правильное решение — главные качества летчика-истребителя», — говорил Сафонов.

Командирские обязанности внесли существенные коррективы в его фронтовую жизнь.

Летать на задания приходилось меньше, посвящая время планированию воздушных операций и руководству ими. В марте 1942 года Сафонов вместе с А. Коваленко, А. Кухаренко и Т. Тумановым были награждены английским «Наградным летным крестом», а 27 мая, за несколько дней до гибели, в Москву ушло его представление ко второй Золотой Звезде, где отмечалось: «Герой Советского Союза подполковник Сафонов в течение войны с немецкими захватчиками в воздушных боях сбил 19 самолетов противника, кроме того, в групповых боях Сафонов сбил вместе с другими летчиками 3 самолета противника».

В пятницу 30 мая он вылетел во главе четверки на прикрытие известного каравана PQ-16. Ведомый Сафонова А. Кухаренко из-за перебоев в работе мотора был вынужден вскоре после взлета возвратиться назад.

На подходе к каравану группа Сафонова встретила 6 немецких бомбардировщиков Ю-88 и, преследуя : их, разделилась.

Сафонов остался один.

Вскоре после начала боя он передал в эфир: «Одного сбил».

Через минуту-две последовало новое сообщение: «Двух рубанул!

Бью третьего…

Есть третий!

» Еще минуту спустя: «Прикройте с хвоста!..

Мотор!

» Это были последние слова гвардии подполковника Бориса Сафонова.

Падающий самолет, предположительно самолет Сафонова, видели с миноносца «Валериан Куйбышев», тогда же было зафиксировано и место его гибели: 69 градусов 51 минута северной широты и 34 градуса 42 минуты восточной долготы.

Борис Сафонов не прожил и 27 лет, провоевал менее года, половину этого срока в должности командира полка, при этом около месяца проболел и находился в госпитале.

Успел провести 234 боевых вылета и, с учетом побед в последнем бою, лично сбил 22 и в группе — 3 самолета противника.

Его имя стало синонимом воинской доблести, самоотверженности и мужества.

Дважды Герой Советского Союза (16.09.1941; 14.06.1942, посмертно).

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, иностранным орденом.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация