Военно-транспортная авиация

Ракеты «Шрайк»

Ракеты «Шрайк»С 1966 года американцы начинают активную борьбу с зенитными комплексами, используя ракеты «Шрайк» и бомбы. Эти налеты давали определенный результат, однако нейтрализовать систему ПВО не могли, так как каждый дивизион выводился из строя примерно раз в год, что было приемлемо.

Особенно результативным стал для американцев налет на Ханой, осуществленный 15 декабря 1967 года, когда в результате эффективного использования помех было «нейтрализовано» около 90 зенитных ракет. Ни одного самолета во время этого налета сбито не было.

Нужно было принимать ответные меры, и в мае 1968 года с целью нанесения карты радиолокационного поля и создания ложных целей для маскировки и защиты радиоотражающих и радиоизлучающих объектов во Вьетнам была направлена группа военных специалистов по радиопротиводействию и радиоэлектронной борьбе (РЭБ), возглавляемая подполковником B. C. Киселевым. Еще одним неприятным сюрпризом стала колоссальная уязвимость вертолетов, их уничтожали тысячами.

Это было предсказуемо, но американцев цифры потерь ужасали.

Например, в 1971 году, во время вторжения в Лаос (казалось бы, безопасная операция), было потеряно около ПО вертолетов, а еще 600 получили различные повреждения. При этом суммарные потери вертолетного парка остаются до сих пор не проясненными.

Однако только армия якобы за годы войны потеряла 2166 вертолетов в бою и еще 2075 по иным причинам.

Интересное соотношение, не так ли? Промежуточный же итог боевых действий на 25 июля 1968 года выглядел так: общие потери самолетов и вертолетов составляли 5656, из них над ДРВ было сбито 920 самолетов и 10 вертолетов, остальные были сбиты над Южным Вьетнамом или потеряны в результате летных происшествий и на аэродромах.

Столь большие потери в значительной мере предопределили предвыборное решение президента Джонсона о прекращении налетов американской авиации на Северный Вьетнам с осени 1968 года. Наша официальная история приписывает только и только американцам эскалацию войны во Вьетнаме, хотя на самом деле в этом повинны обе стороны, причем Северный Вьетнам в гораздо большей степени.

В 1972 году регулярная армия ДРВ вторглась на территорию Южного Вьетнама. Кто-то назвал бы это агрессией, а кто-то «борьбой за свержение прогнившего антинародного режима».

На вооружении северо-вьетнамцев появились новые советские портативные ракетные комплексы «Стрела», после чего использование вертолетов и поршневых самолетов стало делом не просто опасным, а смертельно опасным. Кстати, именно эта ракета поставила крест на боевой карьере заслуженного ветерана штурмовика А-1 «Скайрейдер».

В ответ президент Никсон приказал возобновить налеты на Северный Вьетнам, позднее это было названо операцией «Лайнбейкер I». ПВО Северного Вьетнама в массовом порядке применяла усовершенствованные ракеты, но и американцы начали использовать управляемые бомбы, а также новые средства РЭБ, в частности систему ловушек ALE-38, новый вариант системы «Уайлд Уизл».

Незаметно для самих себя они резко изменили соотношение ударных самолетов и самолетов обеспечения.

Теперь на один вылет бомбардировщика приходилось 3,5 вылета самолетов обеспечения.

Но, несмотря на все меры, американцы продолжали нести потери, пусть терпимые, но болезненные. Однако бомбардировки оказали свое действие, и противники продолжили в Париже переговоры о мире.

Однако переговоры шли тяжело, и президент Никсон решил подтолкнуть вьетнамцев, предъявив им ультиматум. Когда угрозы не сработали, снова заговорили пушки, ну, точнее, самолеты.

История операции «Лайнбейкер II» в советской историографии также переврана от начала и до конца.

Утверждается, будто в декабре 1972 года американцы предприняли последнюю попытку сломить систему ПВО Северного Вьетнама и добиться перелома в ходе войны. На самом деле причина была совершенно иной.

В декабре вьетнамская делегация покинула мирные переговоры, которые велись в Париже, и американцы решили таким способом вернуть их. Главными объектами бомбардировок были намечены столица ДРВ Ханой, порт Хайфон и дороги, ведущие на Юг, так называемая «тропа Хо Ши Мина».

При этом после долгих колебаний и сомнений американцы решили использовать стратегические бомбардировщики В-52 « Статофортресс ».

К этому времени Ханой прикрывало до 24 зенитных дивизионов, размещенных на трех рубежах вокруг города.

На больших дальностях — до 100 км — от столицы организовывались засады на ожидаемых путях подлета американцев.

Читайте так же:

Комментарии запрещены.


Бомбардировочная авиация